16.Крестьянская реформа
В 1858 году во всех губерниях России были созданы комитеты по подготовке крестьянской реформы. Они состояли исключительно из дворян, которые, разумеется,прежде всего пеклись о своих интересах. Действовал такой комитет и в Калуге, который разослал по уездам вопросы для обсуждения проекта реформы. Мосальские помещики приняли активное участие в работе над ним. Но надо заметить, что они оказались вполне единодушными во мнении, которое можно было бы выразить короткой фразой: "Не отдадим землю!"
Общая картина была такова. В уезде насчитывалось 83200 крепостных крестьян обоего пола. Крестьянская пашня — полевой надел — представляла собой разбросанные там и сям участочки, или полосы. Она время от времени перемерялась, и полосы меняли хозяев. В общем (общинном) пользовании находились луга для сенокоса и пастбища для скота.
В Мосальском уезде, как и в соседних, крепостные крестьяне должны были выполнять так называемые смешанные повинности. Первая барщина. Она обязывала отрабатывать определенные дни недели на помещичьей пашне или в других угодьях со своей лошадью и инвентарем бесплатно. Вторая повинность — оброк. Он собирался продуктами и деньгами.
Помимо работы на пашне, в лугах и лесу, денег и продуктов, помещики требовали от крестьян множество других "услуг", таких, как ремонт построек, поездки в город или другие деревни на подводах с грузами, пастьба господской птицы, караульная служба и т.д. Как пример натуральных поборов можно привести повинности барщинных крестьян села Путогино. Они обязаны были сдавать на барский двор рожь, овес, сено, дрова, холст, кур, баранов, яйца, сало. Деньги на оброк крестьяне зарабатывали промыслами и отходничеством.
И все же побочные заработки не спасали положения. Многие крестьяне не вылезали из долгов. В свою очередь, и помещики для покрытия своих долгов закладывали имения в Московском опекунском совете, а мелкие так и вовсе разорялись.
Манифест об освобождении крестьян, наконец, был принят 19 февраля 1861 года, а опубликован 5 марта. Калужский губернатор В.А.Арцимович, чтобы избежать крестьянских волнений, распорядился обнародовать его в церквах.
В Мосальск, как и в другие уезды, прибыли чиновники по особым поручениям. Под их надзором священники огласили сам Манифест и его "Положения".
Крестьяне без особого восторга встретили объявление долгожданной "воли", хотя они отныне считались свободными. Не все понимали содержащиеся в документах новые подходы к перестройке деревенской жизни. Например, то, что землю и .усадьбу придется выкупать, а барщина сохранится в течение еще двух лет. Господская власть отменялась, но создавались сельские общества, волостные суды, да и помещик оставлял за собой полицейскую роль.
Чиновник, приезжавший в Мосальск для оглашения Манифеста, сообщал следующее: крестьяне "выводили одно лишь общее заключение, что они остаются... в прежнем повиновении у помещиков и в прежней от них зависимости. И высказывали при этом опасение, что помещики обложат их новыми поборами и повинностями и что на них нельзя найти управы, ибо дела их будут разбирать уездные предводители дворянства, такие же помещики". Так, в общем-то и произошло.
В Мосальском уезде при новой наибольшей норме 4 десятины на душу надел оказался равным 3,89 десятины, ой" снизился по сравнению с дореформенным. Всего же у крестьян отрезали почти десятую часть наделов.
Тотчас после реформы поднялась волна открытого не довольства. Крестьяне отказывались от новых порядков, особенно от подписания так называемых уставных грамот, где определялись земельные наделы и повинности. Положение обострилось .настолько, что для усмирения крестьян были вызваны войска.
К лету 1861 года правительственным Сенатом утверждаются мировые посредники. Эта новая должность говорит сама за себя: выступать посредниками в спорах между "миром" (т.е. сельскими обществами) и помещиками. К этой должности допускались исключительно дворяне. В Мосальском уезде мировыми посредниками стали землевладельцы Петр Пещуров — статский советник и Николай Потулов — поручик. Дальнейшие события показали, что крестьяне оказались правы — их интересы не очень-то учитывались.
Начинают действовать новые органы власти в деревне: волостные правления, выборные сельские старосты, волостные суды. Но сохранялась еще исконная сельская община с общим землепользованием и своими особыми законами