3.Расселение славян
Примерно с VIII в. с юго-запада и запада на Средненрусскую возвышенность стали проникать, а позднее и акнтивно расселяться там славяне. Так восточная их ветвь шла вверх по Днепру и его притокам, переходила на Оку и спускалась вниз. Из многочисленных племен славян, двигавшихся на восток, на мосальской земле осели лишь вятичи. Путь их к нашим местам лежал по притоку Дненпра Ч Десне, далее по ее притоку Болве и по притоку Болвы Неручи. Дойдя до устья речки Волоки, впадающей в Неручь немного севернее современной деревни Асмолово (Барятинский район), вятичи поднимались по ней и по суше перетаскивали лодки к верховью Рессы (не случайно речка Волока так названа!). Другая часть переселенцев плыла дальше по Неручи вплоть до ее истока (болото Красниковский Мох, Барятинский район). Здесь тоже, по всей видимости, существовал волок на речку Свотица, вытекающую с. другой стороны болота. А уже по Свотице вятичи поладили в долины Перекши и Пополты.
Надо помнить, что в те времена племя от племени, род от рода отделяли труднопроходимые леса и болота. Единственными надежными путями сообщения были реки, гораздо более многоводные, чем сейчас. Весной в разлив и летом по ним передвигались на лодках, которые при ненобходимости перетаскивали (волочили) по земле с одного участка на другой. Зимой реки покрывались льдом, и тогда можно было ехать на конных санях или идти пешнком. Потому и селились люди по берегам рек, где находинли пищу, воду, имели "голубые дороги в другие местнности.
Любопытно, что название речки Свотицы имеет балнтийскую основу. Вятичи, восприняв его от прежних обитителей (а мы уже говорили о древних балтийских племеннах, присоединили твой уменьшительный суффикс -иц, ибо речка и впрямь небольшая, и таким образом усвоили, "покатали" незнакомое географическое название. Такой языковой процесс обычен при смене племен и народов на определенной территории.
И не только языковой. При раскопках Мощинского городища подобную смену можно было наблюдать, так оказать, воочию. На вертикальном срезе почти метрового культурного слоя в его нижней части попадались остатки лепной посуды и предметов быта балтийских племен.
Срединный пласт дает уже другие находки: черепки не лепной, а гончарной посуды, обломки стеклянных браслентов, шарики бус типично славянского происхождения. Их все больше и больше, а на самом верху Ч фрагменты железных орудий труда, ткацкие пряслицы из камня, масса всяческих бытовых вещиц, принадлежавших вятичам. К XIII веку они окончательно утвердились на этой земле.
Балты ушли на запад, на свою историческую родину. Л некоторые остались, вели общее со славянами хозяй-1'тно, переженились и в конце концов полностью раствонрились в их среде, передав им некоторые черты своей культуры. Такой процесс называется ассимиляцией. Как показывают раскопки, он проходил мирно. Предметы, относящиеся к обеим культурам встречаются в срединном слое на протяжении достаточно длительного времени. От дельные исследователи характеризуют этот период, с VII по IX века, как балто-славянский, или переходный к древнерусскому. Вятичи оставили на территории Мосалького района много курганов Ч могильников языческих промен Ч около бывших и ныне существующих населеннных пунктов Спас-Перекша, Дубровка, Шахово, Ивано-Дуброво, Тимофеевское, Васильевское, Любаховка, Ленское и других. Для нас, прямых потомков, должны быть небезынтересны отдельные стороны их быта, верования, обряды.
Жили вятичи в городищах и селищах. Городища Ч укрепленные, огороженные поселения, селища же Ч отнкрытые и гораздо больших размеров по площади. Вятичи поклонялись стихийным силам природы: огню, воде,солнцу. В языческие праздники они устраивали игрища с песнями и плясками. На игрищах молодые парни "умыкали" (похищали) невест, как правило, по взаимному договору. Умерших родичей вятичи сжигали на костнре, совершив тризну (поминки), а кости и пепел складынвали в глиняный сосуд и ставили его на столбике у доронги, обычно на перекрестке. Затем этот сосуд устанавлинвался на специально подготовленную площадку круглой формы, служившую основанием кургана. Кроме курганов, которые насыпались на открытом месте, существовал друнгой тип захоронений Ч с использованием ограждений, когда на огражденных участках устанавливались погренбальные камеры в виде домиков или домовин.
Раскопки курганов у мосальских деревень Шаньково и Почепок показали предполагаемую границу расселения вятичей и смоленских кривичей. У этих племен, хотя они и имели общее славянское происхождение, были разлинчия в формах курганов, гончарной посуды, украшений: у вятичей курганы были круглые, а у кривичей удлиненнные, кроме того, характерным украшением вятичей были семилопастные височные кольца.